ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
ПРОГРАММА
Указано время по часовой зоне Москвы
Доклады и мастер-классы 8 августа
10:00 - 10:10 - Открытие. Приветственное слово
10:10 - 12:40 - Пленарные доклады
13:20 - 18:10 - Мастер-классы в 3х линейках
Доклады и мастер-классы 9 августа
10:00 - 11:00 - Лекции мастеров российской экопсихологии
11:00 - 12:00 - Доклады в 2-х линейках
СЕМИНАРЫ
9 августа
12:00 - 14:30 - Семинар 1 Беверли О'Корт (Великобритания)
15:00 - 16:45 - Семинар 2 Мэдлин Руг (США)
17:00 - 18:30 - Семинар 3 Джин Дэвис (США)
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Шон МакНифф – (Кембридж, США) – автор книг «Воображение в действии: секреты раскрытия творческого самовыражения», «Доверься процессу: руководство художника по отпусканию», «Искусство лечит», «Искусство как лекарство», «Интеграция искусств в терапии», «Художественные исследования. Искусство как метод исследования» и других. Оказал значительное влияние на развитие арт-терапии в разных странах мира, один из родоначальников экспрессивной терапии, почетный член Американской арт-терапевтической ассоциации. Создал первую интегрированную программу обучения искусству в области терапии и образования в университете Лесли.

1 Доклад. "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ И СМЕНА ПАРАДИГМ: ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ АРТ-ТЕРАПЕВТЫ ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ"

Копытин Александр – д.м.н, проф. кафедры психологии СПбАППО, председатель Арт-терапевтической ассоциации (РФ), учредитель и исполнительный редактор журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика».

В докладе представлены ключевые принципы и теоретические положения экологической арт-терапии в текущей ситуации экологического кризиса, актуальных социокультурных трендов и оформления экогуманитарной парадигмы. Обсуждаются связи формирующейся экогуманитарной парадигмы с фундаментальными принципами и ценностями традиционных культур, глубинной экологией и экофилософией. Рефлексируется роль искусства и духовной культуры в процессе смены парадигм, развития экологического сознания и экологических ценностей, решения задач устойчивого развития. Кратко поясняются ценностные основания и установки экогуманитарного подхода, особенности экогуманитарных технологий. Показаны возможность и необходимость их применения в деятельности специалистов гуманитарной сферы, включая арт-терапевтов. Рассматриваются перспективы международного сотрудничества арт-терапевтов и других специалистов, представителей мира искусства.


2 Доклад. "ПУТЬ ПОЭЗИСА: ЭКОПОЭЗИС, ВУ-ВЭЙ И НЕНАСИЛИЕ"

Левин Стивен – доктор философии, заслуженный профессор Йоркского университета (Торонто), декан докторантуры в области экспрессивных искусств в Европейской школе последипломного образования (Швейцария), основатель Международной ассоциации выразительных искусств (IEATA) и Института креативности в Торонто. Автор и редактор множества книг в области терапии экспрессивными искусствами, философии, психологии искусства, Главный редактор журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика».

Чем мы должны руководствовать в наших отношениях с природой? В докладе рассматривается даосская концепция Ву-Вэй или бездействия как фундаментальной способности человека, необходимой для решения проблем в эпоху антропоцена. Ву-вэй подразумевает не пассивность, а ненасильственный подход к восприятию различных форм природной жизни, который уважает целостность другого. Такой подход также характеризует принцип поэзиса, связанного с творческой природой человека, который творчески реагирует на окружающую среду, раскрывая заложенные в ней потенциалы. Ву-вэй и поэзис рассматриваются как емкие философские категории, с помощью которых может быть обоснована альтернативная система отношений человека с миром природы, которая может противостоять доминирующему в настоящее время, в эпоху антропоцена отношению человека к природе, основанному на насилии.

3 Доклад. "ЭКОПОЭЗИС КАК ПРАКСИС СОВРЕМЕННОСТИ. КАК МЫ СЕЙЧАС СЛЫШИМ: ЗВУКИ, ЯЗЫКИ, СРЕДА"

Робертс Лэсли Кэрол– писатель, журналист, профессор, руководитель программы литературного творчества и сотрудник Лаборатории архитектурной экологии, Калифорнийский колледж искусств (Сан-Франциско, США), член редакционного совета журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»

Фальер Кристофер – доцент, преподаватель Лаборатории архитектурной экологии Калифорнийского колледжа искусств (Сан-Франциско), бывший председатель программы, где он является основателем движения ЭКОПОЭЗИС вместе с Лесли Кэрол Робертс и Адамом Маркусом. Крис также является руководителем лаборатории ULA Design в Университете Беркли, клиентура которой включает Google и Off the Grid.


В докладе представлена коллективная инициатива под названием «Как мы сейчас слышим» сотрудников лаборатории архитектурной экологии, инициировавших проект ЭКОПОЭЗИС, многолетней инициативы, проводимой лабораторией совместно с программой литературного творчества в Калифорнийском колледже искусств. Проект был начат в первые недели пандемии COVID-19 вместо симпозиума / семинара ЭКОПОЭЗИС. Инициатива предлагает участникам включиться в слышимые изменения в среде, записывать и передавать записи ее звуков. Когда во время пандемии люди оказались в изоляции, нечеловеческая экология стала заметно более слышимой. Каждый участник создал звуковую запись своего окружения 22 апреля 2020 года, в день празднования пятидесятой годовщины Дня Земли, и представил описание экологических или культурных явлений. Аудиозаписи и описания окружающей среды объединены в многоуровневый поток звука и текста, визуальный и звуковой ландшафт экологических наблюдений, собранных в это уникальное время. Индивидуальные вклады объединяются вместе с визуализацией сейсмических данных, собранных 22 апреля, представляющих параллельный геологический звук, происходящий в масштабе планеты.

4 Доклад. "ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ"

Алексеев Сергей Владимирович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ), академик Российской экологической академии (РЭА), лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2011г.), президент Федерации экологического образования Санкт-Петербурга, член Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования (Москва), член Координационного совета по экологическому образованию и просвещению (Санкт-Петербург), главный редактор журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика».

В докладе сделана попытка теоретического осмысления необходимости «озеленения» и гуманитаризации науки и образования в контексте глобальных социокультурных вызовов. Обсуждается проблема интеграции экологии, медицины (терапии), психологии, педагогики и искусства для становления экосистемы образования будущего (образовательной экосистемы). Определены основания реализации принципов целостности (единства) и дополнительности указанных научных направлений и сфер образования для функционирования системы развития человека (человеческого развития). Обосновывается единство и дополнительность арт-терапии и арт-педагогики как интегративных областей науки и образовательной практики. Выдвигаются перспективные направления системной интеграции естественных и гуманитарных наук в формировании экологической культуры человека 21 века - человека цифрового века.
13:20 - 14:50 МАСТЕР-КЛАССЫ НА ВЫБОР
ЛЕНД-АРТ (СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЛАНДШАФТЕ): ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Орната Ольга художник, преподаватель Британской высшей школы дизайна (Москва)

На мастер-классе будет раскрыт потенциал ленд-арта как способа художественного освоения пространства, катализатора «нахождения своего места в мире» не только в работе арт-терапевта с клиентом/группой, но и в собственной личной художественной практике арт-терапевта. Мастер класс поможет глубже познакомиться с современным искусством в его ландшафтном направлении и повысить художественную компетентность специалистам помогающих профессий.
МАНДАЛА СЕЗОНОВ
ДУШИ И ТЕЛА
Ивженко Инна Борисовна доктор философии, преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (Киев, Украина)

На мастер-классе «Мандала сезонов души» будут создаваться мандалы из природных материалов. Основанием в этом процессе будут служить представления о том, что каждый из нас является частью Природы и тех естественных процессов, которые в ней происходят. Подобно временам года, сезоны нашего внутреннего мира тоже сменяют друг друга. И на каждом этапе что-то является главным, более важным, а что-то остаётся не актуальным и не востребованным. Каждый душевный сезон приносит с собой свои задачи и разворачивает в душе и теле природные процессы, отвечая на которые мы проходим целостный цикл развития и самореализации. Необходимые материалы: лист А-3, клей ПВА + влажные салфетки, природные материалы (сухоцветы, хотя также могут быть живые цветы), крупы, нити, вата, цветная шерсть, лоскуты ткани, ленты, кружева), ножницы, гуашь, кисти, баночка для воды, блокнот, ручка
МОДЕЛЬ ЭКО-АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ ОНЛАЙН: ПРОЕКТИВНЫЕ СТИМУЛЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСНЫЕ ОПОРЫ
Лебедева Людмила Дмитриевна доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Столичного института профессионального образования (Москва)

Мастер-класс задуман как модель структурированной, тематической сессии, адаптированной к онлайн-формату. Проективная основа творческого этапа – анимационный сюжет, который открывает доступ к разным модальностям восприятия. Слабоструктурированный стимульный материал позволит деликатно обратиться к теме одиночества как осознанного выбора и проблеме изоляции в самых разных аспектах этого понятия (экзистенциальная, социальная, физическая, сенсорная, эмоциональная и другие). Используются приемы нарративного письма и создания художественного образа. Для участия потребуются следующие материалы: бумага формата А 3 – 2 листа, формата А 4 - 2 листа, любые средства для рисования: цветные карандаши, пастель, желательно иметь гуашь или акварель, природные и поделочные материалы (по возможности).
15:00 - 16:30 МАСТЕР-КЛАССЫ НА ВЫБОР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ОНЛАЙН-АРТ-ТЕРАПИИ: ЛАНДШАФТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СЕПАРАЦИИ
Ярославова Виктория Михайловначлен Санкт-Петербургского Творческого союза художников России, Международной Федерации художников (IFA), зарегистрированный арт-терапевт (Санкт-Петербург)

На мастер-классе будет представлен опыт использования клиентской художественной деятельности в рамках работы с темой сепарации в детско-родительских отношениях. Также, участники мастер-класса узнают о возможностях применения набора метафорических открыток "Места уединения»" в работе по поиску ресурсов. На мастер-классе предлагается художественная деятельность.

Участникам мастер класса понадобятся: бумага и любые доступные изобразительные материалы от карандашей с мелками до красок с кистями.

ЭСТЕТИКА ГЕРБАРИЯ. ЧТО РАСТЕНИЯ МОГУТ РАССКАЗАТЬ О НАС?
Дворникова Александра Викторовна художник, арт-терапевт (Санкт-Петербург)

Растительный мир на протяжении всей истории человечества был неотъемлемой частью повседневной жизни. Но могут ли растения общаться с нами, и что мы можем узнать о мире природы и о нас самих эстетически взаимодействуя с ними? На мастер-классе мы постараемся узнать различные уровни «языка растений» и поговорим про историю гербария, его эстетические, познавательные, социальные, коммуникативные функции, а также коснемся потенциалов и перспектив его использования в арт-терапии. Для участия требуется лист А3 или несколько листов А4, желательно эстетически приятная, хорошая бумага, клей ПВА, различные растения с приоритетом в сторону знакомых с детства и связанных с личной историей (лучше высушенные), ручка\перо, карандаши. Желательно, но необязательно: тонкий бумажный скотч, нитки, старые газеты, личные письма, открытки, сентиментальные бумаги, старые личные гербарии, всякие личные природные находки.
ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ С СОБОЙ И СО ЗНАЧИМЫМИ ДРУГИМИ
Шарафиева Лилия Раисовна психолог, заведующая лабораторией эко-арт-терапии Ботанического сада Тверского государственного университета (Тверь)

На мастер-классе будут представлены эко-арт-практики, направленные на выстраивание гармоничных взаимоотношений с природой внутри и рядом с нами. Основная практика будет посвящена созданию места встречи с обращением к глине и воде, песку и камням, сухим и живым растениям с включением в процесс собственного тела.

Для участия требуется некоторое количество глины как основного материала, а также песок, камни, ракушки, вода и растения в сухом виде или их плоды, шишки, ветки, кора деревьев и т.п., в зависимости от возможностей и предпочтений участников. Также для работы понадобится поднос или иная плотная подложка, диаметром от 20-30 см.

16:40 - 18:10 МАСТЕР-КЛАССЫ НА ВЫБОР
ПОЭЗИЯ КАМНЕЙ: НАТУР-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ ЭКСПРЕССИВНЫМИ ИСКУССТВАМИ
Сидорова Варвара Владимировна канд. псих. наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой терапии искусствами факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, президент Ассоциации Интермодальной Терапии Искусствами

Участники смогут познакомиться с использованием интермодальной терапии искусствами в работе с природной средой и объектами, почувствовать, как мир вокруг нас может быть говорящим и живым, и как мы можем формировать мир, и как мир формирует нас. Для участия в мастер-классе понадобятся 5-10 камней, а также иные природные материалы по желанию (листья, цветы, плоды).
ДЫХАНИЕ ПРИРОДЫ. НАБЛЮДЕНИЕ И ПРАЗДНОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГОЛОСОВЫХ ПРАКТИК
Кириллова Александра певица, композитор, практикующий психолог, автор и ведущая тренинга «Освобождение Голоса». (г. Москва)

Издревле человек не только наблюдал за изменениями в природе, но и праздновал эти изменения. Однако, для современных жителей больших городов этот контекст и этот ритм отошли на второй план, уступая место другому ритму (который противоречит естественной динамике живого). Солнечные и лунные циклы, времена года, как и природа в каждом из нас пребывают в постоянном изменении. Так, например, динамика годового круга или циклическая смена лунных фаз могут стать метафорическим ключом для распознавания и следования этой естественной динамике во имя здоровья и благополучия, познания жизни и судьбы человека.

На мастер-классе будут разобраны конкретные примеры и варианты включения метафор природных циклов в терапевтический процесс, а также использования аудиозаписей и общедоступных, не требующих вокальной подготовки голосовых упражнений.
ЗЕМЛЯ МОЕГО ТЕЛА, ВОДА МОЕЙ КРОВИ: ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ НАШЕЙ СУЩНОСТИ
Грейселн Чунг-Ян Лау

терапевт экспрессивными искусств, аспирантка Университета Куинс, факультет культурологии (Кингстон, пр. Онтарио, Канада)

Как высказался экофилософ Томас Берри, «По отношению к земле мы веками страдали аутизмом». Перед лицом разрушения климата и экологического коллапса, как мы, как вид, исцеляем и восстанавливаем Землю как самих себя? Опираясь на модель глубокого эколога Джоанны Мэйси «Работа, которая воссоединяет», в этом интерактивном семинаре мы рассмотрим чувство Я и чувство принадлежности к более чем человеческому миру, основанное на методе децентрализации и использовании экспрессивных искусств.
9 августа ДОКЛАДЫ
10:00 - 11:00 Лекции мастеров российской экопсихологии

ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА О ПРИРОДЕ ПСИХОТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Панов Виктор Иванович – доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт РАО, член-корреспондент РАО, член Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (Москва)

Отличительной чертой экопсихологического подхода к развитию психики является то, что психика исходно рассматривается онтологически — как форма бытия, которая обретает реальность существования в виде психических феноменов в процессах взаимодействия в системе отношений «индивид — окружающая среда». Согласно такому подходу, психическое состояние, как и любая форма бытия, представляет собой творческое событие (своего рода «поэзис»), которое в своем становлении должно пройти стадии порождения, развития и завершения («умирания»), т.е. преобразования в другое психическое состояние как иную форму бытия психики. Если происходит такое изменение средовых условий, которое препятствует естественному завершению данного психического состояния, то энергетический импульс его становления (можно сказать, энтелехия) не исчезает, а перемещается на периферию (подсознание) психики индивида и начинает «требовать» возобновления ситуации для завершения незавершенного психического состояния. Вследствие чего на феноменологическом уровне индивид начинает переживать постравматические эффекты разного рода: от навязчивых мыслей, внутренних диалогов и снов до анниверсарного синдрома и неврозов. Методы арт-терапии призваны восстановить экопсихологическую целостность системы «индивид – окружающая среда», необходимую для завершения незавершенного психического состояния и тем самым снять причину возникновения посттравматического психического состояния.



ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Ясвин Витольд Альбертович – доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, профессор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования (Москва)

В докладе одного из ведущих российских специалистов в области экологической психопедагогики и экопсихологии, такого направления экопсихологии, как психология экологического сознания, подчеркивается важная роль художественного восприятия природы. Он обращает внимание на ценность поэтизированного обращения к миру природы как источнику красоты. Это помогает развивать эмоциональные, эстетические и этические основы отношения к природным объектам. Представлена авторская концепция развития экологического сознания в онтогенезе и принципы работы по формированию экологического сознания, в том числе, средствами искусства.
11:00 - 12:00 ДОКЛАДЫ В ДВУХ ПАРАЛЛЕЛЯХ
ПРИРОДА, МУЗЫКА, ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ – ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Пфейфер Эрик - зарегистрированный музыкальный терапевт, профессор факультета эстетики и коммуникаций, Католический университет прикладных наук Фрайбурга (Германия), также сертифицированный логотерапевт / экзистенциальным аналитик и системный семейный психотерапевт

В докладе представлены исторические и современные данные, касающиеся использования природы в психотерапии. Автор комментирует работы Зигмунда Фрейда, К. Г. Юнга и Виктора Франкла. Рассматриваются различные практики оздоровления на основе взаимодействия с природной средой, психотерапевтические прогулки на свежем воздухе, «зеленые» микро-брейки, а также разные современные психотерапевтические подходы, связанные с занятиями на природе. Особое внимание уделяется средовой музыкальной терапии. Представлены результаты использования средовой музыкальной терапии и данные исследований о влиянии тишины и природных фоновых звучаний на психические состояния участников музыкальной терапии.



ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНТЕРЕСАХ ЭКОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ»

Уэст Сара - арт-терапевт, специализирующийся на экологической терапии, содействию устойчивому развитию и работе с местными сообществами коренных народов провинции Онтарио (Канада), аспирантка Арт-терапевтического института Кутенай

Рассматриваются вопросы работы арт-терапевта на основе средового и общинного подхода. Показывается взаимодействие арт-терапевтов с властью и местными сообществами. Представлен опыт использования технологии «Тройной спирали», связанной с поддержкой граждан, организаций и власти в интересах устойчивого развития, на основе творческого подхода к проблемам и их решению. «Тройная спираль» представляет собой доступную технологию, которая обеспечивает сопровождение в процессе принятия решений и общественных консультаций по вопросам окружающей среды.




ДАРЫ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ: ПРИРОДНЫЕ СВОЙСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Шарафиева Лилия Раисовна – психолог, заведующая лабораторией эко-арт-терапии Ботанического сада Тверского государственного университета (Тверь)

В докладе будут рассмотрено влияние даров природы на процесс, структуру и результаты эко-арт-терапии. Основное внимание обращено на такие дары как песок и камни, вода и глина, живые растения, тело человека и ландшафты в целом. Каждый дар представлен с точки зрения его природных свойств, художественной выразительности образа и символического значения.


МОРАЛЬНОЕ ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Лопухова Ольга Геннадьевна –кандидат психологических наук, доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета(Казань)

Газизов Каюм Касимович –клинический психолог, тренер-преподаватель верховой езды,Международный конноспортивный комплекс (Казань)

Развитие психики человека сопряжено с различными кризисами, эффективное разрешение которых обеспечивает динамику личностного развития. Выражение «Моральное последействие искусства» принадлежит Л.С. Выготскому, по мысли которого погружение человека в творческий процесс является основным условием развития личности и источником сил для преодоления кризисной ситуации. Одним из положений экопсихологического подхода (В.И. Панов) является понимание, что развитие психики и отношение к природе имеет творческую основу, которая требует создания соответствующих образовательных и воспитательных условий. В настоящее время арт-терапия является методом создания специфических средовых условий, не только способствующих выходу из экологического кризиса, но и развивающих личность, ее морально-ценностные основания, динамическую устойчивость. Нелинейный, вероятностный характер личностной динамики возникает при погружении во внешний и внутренний творческий процесс, что способствует экологичному развитию психики.


СРЕДОВОЙ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ) ПОДХОД КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Лебедев Алексей Анатольевич – врач-психотерапевт психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (Волгоград)

В докладе приводится описание опыта применения средового (экологического) подхода в процессе клинической системной арт-терапии (КСАТ) пациентов с пограничными психическими расстройствами. Работа проводилась на базе психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн с пациентами, находящимися в условиях стационарного лечения. Техники средовой арт-терапии с использованием найденных природных и неприродных объектов и фотографирования среды использовались на заключительном этапе краткосрочной программы КСАТ. Приводятся примеры средовой творческой активности пациентов и варианты их обсуждения в индивидуальном и групповом формате арт-терапевтической работы.

Обсуждаются различные терапевтические механизмы экологического подхода, их качественное своеобразие и роль в оптимизации и повышении эффективности лечебно-реабилитационной программы КСАТ с учетом личностных особенностей пациентов, групповой динамики и условий прохождения лечения.

9 августа - ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ
12:00 - 14:30 СЕМИНАР 1
Беверли Э'Коурт
ИСКУССТВО И НАУКА НЕЖНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Мастер-класс известного представителя экологической арт-терапии, Беверли Э'Коурт, открывается кратким теоретическим введением, раскрывающим свойство нежности как обращенное к разным формам жизни и реализуемое не только в отношениях между людьми, но и их отношениях с миром природы. После этого в практической части мастер-класса показано как может развиваться и проявляться чувство нежности и бережного отношения к природе как субъекту отношений в условиях экологической арт-терапии.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: НЕЖНОСТЬ КАК ВОПЛОЩЕННАЯ МУДРОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ - ВВЕДЕНИЕ

Многие психотерапевты проводят свои сеансы на открытом воздухе, однако «природа» – это не просто еще одна комната, фон или «супермаркет» ресурсов, а динамичное, живое поле разнообразных феноменов, способных к мощным реакциям и неожиданным интерактивным драмам. Представители традиционных культур часто описывают «глубокую демократию» (согласно выражению Арне Несс) природы, отраженную в их верованиях и практиках. Голос каждого живого существа имеет место в «оркестре», вносит вклад во всю «симфонию» и должен использоваться для благополучия и выживания всех представителей экосистемы. Эти взгляды также представлены во многих мифах и сказках, включая кельтские истории, составляющие важную основу моей шотландской культуры, а также истории аборигенов Австралии и Северной и Южной Америки, различных культур России, Ближнего Востока и в Азии. В докладе особое внимание обращается на качество «нежности» как проявляющееся в отношениях человека к природе. Обсуждается его происхождение и значение у разных народов. Обращается внимание на отсутствие этого качества, затрагивающего отношение к природе, в индустриальных и постиндустриальных культурах. Арт-терапия при этом выступает в качестве средства развития этого драгоценного качества в повседневной жизни и как вносящая вклад в восстановление коллективного благополучия и гармоничных отношений с природой.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРАКТИКА ВНИМАТЕЛЬНОГО И БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

В ходе этого мастер-класса будет показано, как может развиваться и проявляться чувство нежности и бережного отношения к природе как субъекту отношений в условиях экологической арт-терапии. Арт-терапия при этом выступает в качестве средства открытия этих ценных личных качеств в повседневной жизни и как вносящая вклад в восстановление гармоничных отношений с природой. Это будет показано на примере создания серии рисунков, сопровождаемых телесноориентированными упражнениями.

Участникам предлагается заранее подготовить некоторые природные и художественные материалы: большой лист плотной бумаги или обоев, восковые мелки, масляную пастель или художественную пастель, уголь, а также по возможности глина ли песок, лепестки, листья, веточки, солома.


Э'Корт Беверли – сертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (Великобритания)
15:00 - 16:45 СЕМИНАР 2
Руг Мэдлин
ПРИРОДОЦЕНТИРОВАННАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

Данный мастер-класс состоит из двух переходящих друг в друга частей и позволяет получить представление о базовых практиках, принципах и философии природоцентрированной арт-терапии. Это такая арт-терапия, которая может быть особенно полезна для людей, которые ищут исцеления на основе воссоединения с живым миром посредством, используя при этом возможности экспрессивных искусств. Данный мастер-класс также предназначен для помогающих специалистов, прежде всего, арт-терапевтов и экспрессивных терапевтов, желающих помочь другим развить чувство принадлежности и сострадания к миру, отличному от человека, одновременно укрепляя и сохраняя психическое здоровье, повышая уровень эмоционального благополучия и комфорта благодаря творческому взаимодействию с миром природы.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОБРЕТЕНИЕ СВОЕГО МЕСТА НА ПРИРОДЕ КАК БАЗОВАЯ ТЕХНИКА ПРИРОДОЦЕНТРИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Место для пребывания на природе является важнейшим условием переживания безопасности и принадлежности к миру природы, которое мы естественным образом обретаем, будучи детьми, и, когда порой после многих лет его забвения вновь его обретаем, предоставляет взрослому доступ к мудрости внутреннего ребенка, а также к мудрости «места». Это то место, где можно присутствовать, раскрываться и осознанно вступать в отношения с миром, отличным от человека.

В ходе мастер-класса будет представлена техника поиска и организации своего места на лоне природы как условие последующей созерцательной и художественно-творческой практики, развития экологического сознания и перестройки отношения к природе и себе. Поясняются основные условия и порядок поиска и организации такого места, а также набор предметов и изобразительных материалов, подготавливаемых для такой практики.


В качестве примера реализации данной техники показана практика, проводимая ведущей мастер-класса на базе Музея изобразительных искусств Мэби-Геррер в г. Шони, шт. Оклахома, США. Техника поиска и организации своего места на лоне природы обосновывается с точки зрения культур коренных народов, в частности, индейцев Северной Америки, и современных концепций экопсихологии и глубинной экологии.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДОЦЕНТРИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ. РИСУЯ СЕРДЦЕМ И РУКАМИ

После нахождения и организации своего места на лоне природы, начинается созерцательная (медитативная) и художественная практика, в ходе которой используются разные виды изобразительной деятельности. В ходе этой части мастер-класса будет продемонстрирована одна из изобразительных техник, выступающая инструментом общения, слушания всем сердцем и руками. Ведущая мастер-класса покажет порядок выполнения данной техники. Пояснит направленность и психологические механизмы такой практики, сопровождающейся эффектами полисенсорной стимуляции, перенастройской восприятия среды и активацией творческого воображения как важных предпосылок изменения отношения к природе и развития экологического сознания.

Техника представляет собой интуитивный рисунок, форму монопечати, требует высокого уровня настройки на среду и ощущения. Однако результат рисования остается невидимых, поскольку оно происходит с завязанными глазами. После создания нескольких рисунков в данной технике начинается этап погружения и доработки с использованием других художественных средств, а также неба, звуков, деревьев, насекомых и т. д. Мир природы начинает говорить на языке искусства, используя текстуру, цвет, движение, формы, пространство, линии и т. д. Тем самым процесс изобразительный обеспечивают идеальную форму резонанса с миром природы и глубинными интенциями души и сердца.


Руг Мэдлиндоктор наук, зарегистрированный арт-терапевт, доцент в Университете Св. Григория в Шони, штат Оклахома, адъюнкт-профессор Института Пратта (Нью-Йорк), соавтор (совместно с А.И. Копытиным) книг Green Studio: nature and the arts in therapy (NY, NY: Nova Science Publishers, 2016), Environmental expressive therapies: nature- assisted theory and practice (NY, NY: Taylor & Francis, 2018), член редакционного совета журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»


17:00 - 18:30 СЕМИНАР 3
Джин Дэвис
РИСУЯ ПРИРОДУ

Наша работа как экологических арт-терапевтов в равной степени направлена как внутрь, так и во внешнюю среду. Рисуя, формируя, создавая и / или ваяя на открытом воздухе, мы допускаем более глубокие и часто трансформационные отношения внутри и за пределами себя. На этом практическом мастер-класс мы исследуем через творчество с природой глубокую связь между окружающей средой и нашими эмоциональными и психологическими состояниями. Практика в совокупности с теоретическими предпосылками метода, позволит участникам понять, как этот подход может способствовать разным терапевтическим результатам для широкого круга пациентов и ситуаций работы в городских, пригородных и сельских районах.


Участникам предлагается заранее подготовить некоторые художественные материалы: акварельная бумага, акварельные краски, три кисти разного размера, акварельный карандаш, обычный карандаш, ластик, стаканчик для воды


Джин ДэвисMPS, ATR-BC, LCAT, профессор кафедры терапии искусством Института Пратта (Нью-Йорк). Бывший директор центра Transitional Living Community для бездомных Нью-Йорка и программ Brooklyn Community Services, клинический директор Молодежного совета Greenwich Village. Имеет последипломную подготовку в области групповой терапии, гештальт-терапии и прикладной экопсихологии. Имеет ряд публикаций по теме средовой/экологической арт-терапии. Ведет также частную практику в Бруклине, Нью-Йорк.

Made on
Tilda